вторник, 13 мая 2014 г.

Страсти садовые

Яблонька у крыльца цветет
Майские праздники. Замечательные теплые деньки, напоенные ароматом просыпающихся трав, теплом ласкового солнца, расцветающих кустов сирени, вишни, яблони – 1 Мая (праздник Труда), 7 Мая (День защитника Отечества в Казахстане), 9 Мая (День Победы).

А как Вы проводите такие праздники? Я помню, что в детстве такие дни начинались в парадов или демонстраций. Сейчас парады в нашем городе бывают не всегда. Но зато можно посмотреть по телевизору во время воскресного завтрака в кругу семьи.  А потом? А потом сад, огород, дача.

До замужества я жила в частном доме и на майские праздники мама возила меня «на картошку». Ненавидела я это дело лютой ненавистью! А когда вышла замуж
и переехала в многоквартирный дом, то все весенние праздники были посвящены даче. А ее уже ненавидели наши дети. Но вот я вышла на пенсию и опять живу в собственном доме. Поэтому майские дни отмечаю в своем молодом саду. Но теперь это одно из моих любимых хобби.

На улице вовсю буйствует весна. У нас в городе температура доходит до +33 градусов. Но тем не менее, это еще только май, и сажать все подряд нельзя. Поэтому, мой уважаемый читатель, я решила рассказать Вам об одном «секрете», который применяю у себя в саду.

Если Вы хотите выращивать свои овощи и фрукты экологически чистыми, без применения химических средств борьбы с сорняками и вредителями, то одной из главных Ваших забот должен стать севооборот. Севооборот – это регулярная смена мест и возможность сажать растения так, чтобы они не набрались из земли тех болезней, которые оставили им посадки-предшественники. Грамотный севооборот невозможен без тщательного планирования всех посадок на участке.

Поэтому я весь свой участок (раньше – дачу, а теперь – двор) расчертила на листе бумаги в виде специальной схемы. Ведь грядки у нас, как правило, всегда находятся на одном и том же месте. У меня между грядками еще не везде есть твердые дорожки. Но даже обычные земляные за несколько лет уплотнились и не раскисают от дождей и неаккуратных поливов. Поэтому перекапываю я обычно грядки внутри, не задевая междурядья.

Центр переднего двора занимает огород, с трех сторон ограниченный основными дорожками и цветниками вдоль них. Четвертой стороной огород упирается в каменный забор и это хорошее место для посадки фасоли. А с левой стороны от центральной дорожки до забора расположились цветники, овощные грядки и плантация клубники.
Грядка №6

Есть еще задний двор, где растут яблони, малина, есть грядки с многолетними зелеными – щавель, лук батун, петрушка, сельдерей. Там же есть небольшая овощная грядка, которая тоже включена в севооборот.

На схеме я изобразила все свои грядки и пронумеровала их. Зимой, когда никуда не надо торопиться и есть время подумать, проанализировать полученный урожай, помечтать о новинках, я составляю схему севооборота на будущий год. Вернее, такая схема у меня есть на пять лет. Но каждый год надо делать корректировку, чтобы добавить что-то новое или убрать не понравившееся. Зато весной я заранее знаю – где, что и сколько мне надо посадить. А, значит, не приходится терять горячее время на планирование.

Удобство такой схемы в том, что каждому растению заранее определено место и способ посева или посадки. Известно, сколько и какой нужно рассады или семян для посева. 

Вот пример такой схемы:



Номер грядки
2012г
2013г
2014г
1
Помидоры, огурцы
Лук на репку, свекла, морковь, цветная капуста, кабачки
Помидоры, перцы
2
Цветы летники
Помидоры, сладкие перцы,
Лук, морковь, свекла
3
-
Гладиолусы, укроп
Огурцы, укроп
4
Редис, салаты, тюльпаны
Салат, тюльпаны,
Кабачки, салат
5
-
Огурцы
Георгины
6
-
Дыни, петрушка, укроп
Редис, укроп, петрушка

Схема очень короткая, потому что сад у нас во дворе пока молодой. Еще не везде закончена стройка. Но каждый год добавляются новые участки для посадок и их я тоже включаю в севооборот. А такая схема дает возможность делать это с наибольшим эффектом.

Кроме того, по всему саду растут чистотел, бархатцы, календула, мята, мелисса. Есть, конечно, и специальные цветники и грядки с цветами-многолетниками. Но растения репелленты сажаем на любом свободном месте – ведь они тоже помогают бороться с заболеваниями культурных растений. И для компоста хорошее сырье.

Возможно кому-то покажется, что мои секреты не такие уж необыкновенные. Но мне они помогают выращивать чистый урожай, без химии.

А Вы, мой уважаемый читатель, поделитесь своими секретами?


Вам понравилась статья? Буду рада видеть Ваш комментарий.

Хотите получать интересную информацию? Подпишитесь на новости блога. Сделайте это прямо сейчас! И Вы всегда будете получать интересную  информацию первой!








6 комментариев:

  1. Добрый день, Татьяна. Поделись секретом - каким образом ты ставишь подписную форму в конце статьи. Я не знаю как это сделать.Буду благодарна тебе за помощь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, я попыталась тебе ответить коротко, но что-то не получилось. Если помощь еще нужна, то отвечу письмом. Сообщи свой адрес.

      Удалить
  2. Татьяна, спасибо за схему, очень нужная схема очерёдности посадки, обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за советы. Я начинающий огородник и мне это полезно знать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ура! Нашему полку садоводов прибыло! Я уверена, Валентина, что это дело Вас захватит целиком. Моему садовому опыту больше сорока лет. Поэтому рада буду помочь советом и поделиться опытом.

      Удалить