понедельник, 2 сентября 2013 г.

Я вот что думаю... (о трудовом воспитании детей)

Заканчивается лето, но в нашем регионе обычно весь сентябрь бывает тепло и солнечно. Поэтому моя старшая дочь, которая живет в приграничном с нами российском городе Орске, часто приезжает с семьей на своей машине к нам в гости. 

Моим внукам и правнукам очень нравится бывать у нас, потому что мы живем в частном доме, а они в квартире. Во дворе у нас две собаки, а в доме две кошки и кот Тимофей. Все это делает наш двор очень привлекательным для малышей. 

Меня это, конечно, очень радует, и я чувствую себя самой счастливой бабушкой-прабабушкой. Я учу их обращаться с животными, ухаживать за растениями в саду и думаю, что со временем это им может пригодиться. Только ни в коем случае не настаиваю, чтобы они что-то делали помимо своей воли. В этом деле у нас есть печальный опыт… 


Совсем недавно мы со старшими дочками, сидя за столиком во дворе и попивая цветочный чай, вспоминали то время, когда я еще работала на заводе, а девочкам было по 10-12 лет. 

Тогда обязательным признаком достатка средне-статистической семьи было наличие «зажиточного комплекта» - квартира - машина - дача. Мы жили в квартире, у нас была дача и машина, чтобы на эту дачу ездить. 

За окном был Советский Союз, дети учились в советской школе. Мы с мужем тоже были выходцы из этой школы. А моя мамочка, которая жила вместе с нами, была учителем в такой школе. Поэтому мы все знали, что детей с детства надо приучать к труду. И почему-то этот факт всегда на всех картинках и в журнальных статьях чаще всего иллюстрировался работой детей в саду. 

Поэтому с весны до осени каждый день после работы, а в субботу и воскресенье с утра и до вечера наши дети были на даче. Надо сказать, что мы с мужем дачу терпели потому, что «так было принято» и это давало подспорье нашему бюджету и какие-никакие витамины к столу. 

А дети дачу терпеть не могли! В витаминах и бюджете они, по малости лет, не разбирались. А вот уезжать со двора в то самое время, когда он наполнялся друзьями-подружками и закипала настоящая детская жизнь, для них было настоящей мукой. 

Но я тогда об этом не думала. Я продолжала «приучать детей к труду». Итогом такой трудотерапии стала стойкая ненависть к даче, к земле, к частному дому. 

Поэтому, когда мы с мужем, прожив в многоэтажках «тридцать лет и три года» решили перейти в частный дом в спальном районе города, дети восприняли этот факт, как личную трагедию! Средняя и младшая дочери, из-за несогласия с нашими решением, даже жили целый год на съемной квартире, лишь бы не идти в частный дом!

Но все меняется. Изменились и мои дочери. Вернее их отношение к земле, к дачному труду. Сидя в своем уютном дворе за садовым столиком, мы с дочками оглядываем посадки и Юля удивленно замечает: «А ведь весь огород посадила я?! А все цветники вы посадили с Олей?» И мы начали смеяться, вспоминая, с каким ужасом они ездили на дачу.

А я про себя сделала вывод: не надо насиловать детей, стараясь приучать их к труду, смысла которого они не понимают. Главный труд ребенка должен быть в учебе, в подготовке ко взрослой жизни. 

И если он не собирается быть агрономом и мы не живем в деревне, пусть лучше досуг ребенка будет больше занят различными спортивными секциями и творческими кружками. Такая подготовка поможет ему в будущем освоить любое дело, которое станет ему интересно. Мы должны научить его, КАК этому научиться, а ЧЕМУ учиться – он решит сам.

Все эти мысли я тут же высказала своим девочкам, ведь они тоже уже мамы, а старшая – бабушка. Я подумала, что такое отношение к трудовому воспитанию своих потомков сэкономит им массу нервов, а детей сделает намного счастливее.

А Вы, мой читатель, что думаете по этому поводу?


Получить подарки
Никакого спама, гарантируем!

17 комментариев:

  1. Я согласна с тем,что детей нельзя заставлять работать на земле.И лучше не заставлять делать что-то.Вполне естественно возникает ненависть к такому труду.Но у меня другая история.У моих детей есть земля с огородом.Мои ТРЁХЛЕТНИЕ внуки -двойняшки с удовольствием туда ходят.Я им подарила тачки.Взрослые пропалывают грядки ,а они на тачках отвозят траву и мусор.Осенью сами в маленькое ведро собирают овощи и сами несут домой.Конечно они маленькие и им интересно всё ,что они ДЕЛАЮТ САМИ.Но мне приятно,когда они приходят домой и говорят:"Бабушка,я собрал помидорки ".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как я понимаю Вашу радость бабушки! Когда мой правнук трех лет бегает по огороду во дворе и собирает все, до чего может дотянуться - я таю! А вот внучку 13 лет в сад не заманишь. Но если Ваши внуки получают удовольствие от такого труда - в добрый час!

      Удалить
  2. Татьяна, а мы ведь с вами землячки! Мы до 2003 года тоже жили в Орске. Потом уже в Питер перебрались. Но там родители остались и масса родственников. ))
    А про трудовое воспитание детей я думаю, что, конечно, нужно разрешать делать то, что им интересно, куда тянуться их ручки и пытливый ум. Так они развивают свои таланты и способности. Наша миссия им в этом просто не мешать. ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Снежана, в Орске живет моя старшая дочь с внуками, а в Питере - младшая дочь. А я со средней дочкой живу в Казахстане, в г.Актобе. Это же рядом с Орском. Поэтому общаемся мы часто.

      Удалить
    2. Да, это рядом с Орском - почти одна земля и одни степи. ))

      Удалить
    3. Чего-чего, а степей нам хватает!

      Удалить
    4. Это точно! Бескрайние степные просторы - люблю бывать там в любое время года.

      P.S. Татьян, исправьте, пожалуйста, в моем комментарии "тянутся" без мягкого знака надо (описку сделала)

      Удалить
    5. Да не переживайте, Снежана! Когда мысль рвется наружу, не трудно опечататься. Это не главное. Главное - мысль донести!

      Удалить
    6. Согласна, мысль надо сначала поймать, удержать, не забыть и, конечно, донести )))

      Удалить
  3. Для меня в юности ездить на дачу тоже было совсем не привлекательно. Выход нашелся. Меня оставляли дома, но в обязанности вменялась уборка квартиры и приготовление еды. Что я делала с большим удовольствием. Потому как целых 2 дня была сама себе хозяйка. Водолеи любят свободу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже Водолей! Но готовлю без особого рвения. А выход для Вас действительно нашли замечательный: и Вам по душе, и семье польза.

      Удалить
    2. Зато со временем, где-то в тридцатилетнем возрасте, сама захотела дачу иметь. И с большим усердием там управлялась! Никто не заставлял, наоборот, уговаривали побыстрее домой возвращаться...

      Удалить
    3. Вот-вот! Всему свое время! Если Вам суждено землю любить, то эта любовь к Вам обязательно придет.

      Удалить
    4. Правда, этот период тоже закончился.
      Зато потом заполнила все подоконники редкими цветами.
      А сейчас уже и до житья в собственном доме созрела...

      Удалить
    5. Да, этапами, но все равно от земли не уходите.

      Удалить
  4. Полностью согласна, Татьяна, силой заставлять нельзя! Такая же ситуация была у семьи моего мужа, когда они с сестрой были маленькие их родители точно также приучали к труду, все выходные и праздники они был на даче, и вспоминают это время с большой неохотой. Но мы-то теперь "учёные", благодаря этому опыту, и так своих детей воспитывать не будем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, Елена, опыт этот не потерять, не забыть. Например, моя внучка совсем не любит мыть посуду. И у дочери с ней постоянная война по этому поводу. А зачем воевать из-за этого, если сегодня актуально иметь посудомоечную машину?! Приходится дочку сдерживать (но только втихаря от внучки!).

      Удалить